Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность темы работы определяется тем, что банкротство – это последняя мера по оздоровлению предприятия и попытка выйти из кризиса. Ликвидация предприятия является довольно частым исходом подобных мер, однако это не приговор, главной целью банкротства являются работы по выходу из кризисной ситуации. Причины банкротства могут быть разными, однако важно заранее выявить их, чтобы в дальнейшем принять соответствующие меры.
Степень разработанности проблемы исследования. Источниками для написания работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области банкротства организации: Абрамовой, Клебанова Т.С., Бондар О.М., Мозенкова О.В., Дягель, О.Ю., Энгельгардта Е.О., Егорова, Н.Н., Погорельской Т.А. и других.
Глава 1 Теоретические аспекты оценки вероятности банкротства организации
1.1. Понятие и сущность банкротства
Банкротство – это невозможность предприятия удовлетворить требования своих кредиторов или исполнить обязанности по уплате текущих обязательных платежей. К банкротству ведут разные объективные (не зависящие от деятельности самой организации, например, высокий уровень инфляции, повышение налоговой нагрузки) и субъективные причины [19].
Внешним признаком банкротства предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособность удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Юридическое лицо находится в состоянии банкротства, если его задолженность в совокупности составляет не менее ста тысяч рублей [29].
Поскольку корень объективных причин чаще всего находится гораздо глубже и может зависеть не только от экономических, но и от политических, экологических и других причин [30, с.75].
К субъективным причинам банкротства относят следующие [16]:
физический и моральный износ основных средств;
высокая стоимость заемных оборотных средств;
недостаточная квалификация руководства и персонала организации;
снижение объемов продаж из-за недостаточно полного изучения спроса;
большие объемы условно-постоянных расходов;
очень длинный цикл производства и т.д.
В целях предупреждения и предотвращения возможной неспособности оплачивать текущие счета, задачей компетентного и грамотного руководителя является своевременное прогнозирование вероятности наступления банкротства.
В настоящее время для этого существует множество различных методик: расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности предприятия собственными активами, расчет показателей финансовой устойчивости [12, с.93].
Прогнозирование финансового состояния организации основывается на исследовании финансово-хозяйственной деятельности прошлого периода и будущих возможных изменений. Такой прогноз может быть представлен в форме таблиц отчетности предприятия в типовой или укрупненной номенклатуре статей. Полученный объём информации можно использовать для различных целей, например, для исчисления допустимых темпов наращивания производственной деятельности, расчета любых финансовых коэффициентов и др. [17, с.49].
В последнее время возрос интерес к применению в целях прогнозирования нейронных систем. Их преимуществом выступает способность работать с данными большой размерности, т. е. они позволяют строить линейные зависимости при большом числе переменных, поскольку нейронные сети нелинейны по своей природе и поэтому стали пользоваться все большей популярностью [13, с.52].
1.2. Виды и процедуры банкротства
Институт банкротства в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» [6], который устанавливает основные причины для признания должника банкротом, координирует порядок и условия проведения мер по предупреждению несостоятельности, порядок и условия осуществления процедур, используемых в деле о банкротстве, и другие отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов [15].
Финансовая отчетность – это обобщенная система данных об имуществе, финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности организации, составляемая на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений [4].
Анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности – это процесс, при помощи которого оценивается прошлое и текущее финансовое состояние, и результаты деятельности организации.
Главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности организации относительно будущих условий существования [9].
Значение финансового анализа заключается в том, что он является той базой, на которой строится разработка экономической стратегии организации.
В соответствие со ст. 2 Закона несостоятельность (банкротство) это:
«признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [7, с.149].
При этом денежным обязательством является обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ [2], бюджетным законодательством РФ основанию.
Для того, чтобы снизить риск банкротства юридических лиц целесообразно разделить существующие способы на две группы: финансовые и производственные.
1.3. Методы оценки вероятности банкротства предприятий
На западе среди моделей по оценке риска банкротства большой популярностью пользуются факторные модели известных финансовых аналитиков и экономистов Э. Альтмана, Р. Лиса, Г. Тишоу и др. Эти методики были разработаны с помощью многомерного (мультипликативного) дискриминантного анализа [11, с.427].
Мультипликативный дискриминантный анализ использует методологию, рассматривающую объединенное влияние нескольких финансовых коэффициентов. Цель дискриминантного анализа – построение некой условной линии, делящей все компании на две группы: если фирма расположена над линией, финансовые затруднения вплоть до банкротства в ближайшем будущем не грозят, и наоборот. Эта линия разграничения называется дискриминантной функцией, или индексом Z [14, с.69].
Дискриминантная (дифференциальная) функция обычно представляется в линейном виде [17, с.83]:
Z = а1Х1 + а2Х2 + ... + аnХn. где Z – дифференциальный индекс (Z-счет);
Xi – независимая переменная (i = 1,..., n);
аi – коэффициент переменной.
Алгоритм построения всех MDA-моделей одинаков [20, с.47]:
1. Создается выборка предприятий банкротов;
2. Образовывается выборка предприятий не банкротов;
3. Рассчитываются финансовые коэффициенты для обеих групп.
С помощью инструментария множественного дискриминантного анализа (MDA) строится регрессионное уравнение, которое классифицирует все предприятия на банкроты и небанкроты. Проверяется адекватность построенной модели [21, с.96].
На основе приведенной модели далее будут рассмотрены факторные модели для диагностики угрозы банкротства с учетом российской специфики.
В первую очередь, следует рассмотреть модель Э. Альтмана, так как этот известный американский экономист первым в 1968 году применил дискриминантный анализ для оценки риска банкротства. Его работа легла в основу исследований других вышеперечисленных ученых [21, с.85].
Глава 2. Анализ вероятности банкротства ООО «Санаторий «Лазурный»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Санаторий «Лазурный» — один из лидеров отрасли санаторно – курортных услуг региона.
В своей работе компания использует:
Многолетний опыт работы на рынке индустрии гостеприимства.
Инновации и индивидуальный подход к каждому клиенту.
За время работы накоплен значительный положительный опыт, создана команда профессионалов, разработаны и получили широкое распространение современные технологии ведения бизнеса в сфере индустрии гостеприимства.
Основные виды деятельности ООО «Санаторий «Лазурный» [25]:
Организация проживания;
Номерное обслуживание;
Организация общественного питания;
Организация торжеств и прочих мероприятий;
Организация трансфера.
Технология формирования гостиничных услуг ООО «Санаторий «Лазурный» [25]:
Определение гостиничной услуги для внедрения;
Анализ существующих практик;
Разработка алгоритма оказания гостиничной услуги;
Создание регламента оказания гостиничной услуги;
Внедрение гостиничной услуги;
Тестирование гостиничной услуги;
Корректировка гостиничной услуги;
Утверждение гостиничной услуги;
2.2. Анализ финансового состояния ООО «Санаторий «Лазурный»
Проведем анализ основных финансового-экономических показателей деятельности предприятия (таблица 2.1) (см. Приложение 1).
Активы предприятия к 2020 году снизились на 11997 тыс. руб. (или на 77,35%) по сравнению с 2018 годом. Данное изменение произошло за счет снижения оборотного капитала на 11974 тыс. руб. (или на 78,34%), снижения стоимости основных фондов на 23 тыс. руб. (или на 10,18%).
К 2020 году рост собственного капитала составил 255 тыс. руб. (или 23,99%), при этом заемный капитал возрос на 1106 тыс. руб. Данное изменение свидетельствует о повышении зависимости предприятия от заемных источников финансирования - рост коэффициента соотношения заемных и собственных средств составил 0,84 пункта [25].
Чистая прибыль предприятия к 2020 году снизилась на 242 тыс. руб. (или на 56,41%), на что оказало влияние снижение выручки от продаж на 42877 тыс. руб. (или на 70,3%), снижения себестоимости продаж на 22109 тыс. руб. (или на 56,79%) [25]. Снижение чистой прибыли предприятия негативно сказалось на снижении рентабельности продаж на 0,33%, рентабельности активов - на 2,56 %. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности к 2020 году возросло на 1,11 пунктов, что отражает рост оборачиваемости кредиторской задолженности по отношению к дебиторской. Общий рост оборачиваемости дебиторской задолженности составил 3,29 оборотов в год, что отражает ускорение возврата задолженности покупателями предприятия.
2.3. Оценка вероятности банкротства ООО «Санаторий «Лазурный»
Проведем анализ банкротства предприятия по модели Г.В. Савицкой (таблица 2.9). Как видно из таблицы 2.9, итоговый показатель Z очень высокий за все три исследуемых года.
Оценка результата производится следующим образом:
При величине показателя Z больше 8 риск банкротства малый.
При значении Z от 8 до 5 – небольшой риск наступления несостоятельности.
При значении Z от 5 до 3 – средний риск банкротства.
При значении Z ниже 3 – большой риск несостоятельности.
При значении Z ниже 1 – компания является банкротом.
Следовательно, вероятность банкротства предприятия очень мала.
Таким образом, анализ деловой активности предприятия показал, что оборачиваемость большинства активов предприятия к 2020 году возросла, о чем свидетельствует сокращение периода оборота активов. Так же возрастает оборачиваемость дебиторской кредиторской задолженности. Рентабельность основных показателей деятельности компании возросла к 2020 году.
Глава 3. Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния ООО «Санаторий «Лазурный»
В качестве основного направления по улучшению финансового состояния ООО «Санаторий «Лазурный» мы рассматриваем создание эффективной системы стимулирования персонала, так как считаем, что эффективный персонал гостиницы может способствовать существенному увеличению прибыли предприятия, что снизит риски возможности наступления стадии кризиса компания ООО «Санаторий «Лазурный».
Существует ряд требований, на которые следует ориентироваться компании ООО «Санаторий «Лазурный» при создании эффективной системы стимулирования персонала, а именно:
Объективность: вознаграждение работника должно определяться на основе объективной оценки результатов его труда;
Предсказуемость: работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов его работы;
Адекватность: вознаграждение должно быть адекватным трудовому вкладу каждого сотрудника в результат деятельности всего коллектива, его уровню квалификации и опыту;
Своевременность: вознаграждение должно следовать за достижением результата как можно быстрее (если не в форме прямого вознаграждения, то по крайней мере в виде учета для дальнейшего вознаграждения);
Значимость: вознаграждение должно быть для сотрудника значимым;
Справедливость: правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому сотруднику компании и быть справедливыми, в частности с точки зрения самих работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы являлась разработка мероприятий по улучшению финансового состояния ООО «Санаторий «Лазурный».
В соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:
Проведено исследование теоретических аспектов оценки вероятности банкротства организации;
Проведен анализ вероятности банкротства ООО «Санаторий «Лазурный»;
Разработаны рекомендации по улучшению финансового состояния ООО «Санаторий «Лазурный».
Кроме того, на основании проведенного исследования, можно прийти к выводу о том, что способность компании (предприятия) адаптироваться к изменению внешних (социальных) и внутренних (технологических) факторов служит залогом не только ее выживания, но и преуспевания и развития.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, И. Г. Планирование деятельности предприятия / И.Г. Абрамова. – М.: Знание, 2019. – 345 с.
2. Артеменко, В. Г. Финансовый анализ / В.Г. Артеменко. – М.: ИНФРА, 2020. – 367 с.
3. Артамонов В.И., Гостиничное и ресторанное дело, туризм. Сборник нормативных документов; Феникс - М., 2019. - 448 c.
4. Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова.- М.: ИНФРА – М, 2019. – 620 с.
5. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / Под ред. Г.А. Александрова. – М.: Изд-во БЕК, 2018. – 544 с.
6. Антикризисный менеджмент / Под ред. А. Грязновой. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 368 с.
7. Гостиничное хозяйство / Hotelwesen; НОУ ВПО МПСИ, Флинта - М., 2016. - 344 c.
8. Гридин А. Д. Безопасность и охрана труда в сфере гостиничного обслуживания. Практикум; Academia - М., 2016. - 316 c.
9. Гридин А. Д. Безопасность и охрана труда в сфере гостиничного обслуживания; Академия - М., 2018. - 224 c.
10. Европейский гостиничный маркетинг; Финансы и статистика - М., 2014. - 224 c.
11. Ехина М.А. Бронирование гостиничных услуг. Учебник; Академия (Academia) - М., 2018. - 236 c.
12. Каурова О. В., Малолетко А. Н., Юманова О. С. Бухгалтерский учет и экономический анализ гостиничного предприятия. Учебное пособие; Машиностроение - Москва, 2018. - 264 c.
13. Комов А., Веденеев В. Гостиничный роман; Вече - М., 2018. - 288 c.
14. Лесник А.Л. Безопасность в гостиничных предприятиях; ТрансЛит - М., 2018. - 338 c.
15. Маигова Ася Маркетинговое управление качеством гостиничных услуг; LAP Lambert Academic Publishing - М., 2019. - 156 c.
16. Медлик С., Инграм Х. Гостиничный бизнес; Юнити-Дана - М., 2014. - 224 c.
17. Орехов В.И. Антикризисное управление: Учебник (ГРИФ) / В.И. Орехов, К.В. Балдин. – М.: ИНФРА-ИНЖЕНЕРИЯ, 2009. – 544 с.
18. Петрашевская Е. К. Английский язык. Гостиничный сервис / English for the Hospitalty Industry; Бибком - М., 2018. - 190 c.
19. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ / А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова. – М.: ИНФРА – М, 2020. – 350 с.
20. Шибанова-Роенко, Е.А. Антикризисное управление: курс лекций / Е.А. Шибанова-Роенко. РУДН. Экономический факультет, 2019. – 129 с.
21. Шибанова-Роенко, Е.А. Антикризисное управление / практика / Е.А. Шибанова-Роенко. РУДН. Экономический факультет, 2020. – 300 с
22. Шитров, П. Управление дебиторской задолженностью / П. Шитров // Финансовый директор. – 2020. – №12. – С. 5 – 11.
23. Штейкина М.В. Диагностика кризисного состояния коммерческих организаций: инструментарий идентификации кризисного состояния коммерческих организаций при проведении антикризисного финансового менеджмента / М.В. Штейкина // Рос. предпринимательство. – 2018. – № 4 – С. 81-84.
24. Юшкевич, Д. М. Экономика фирмы / Д.М. Юшкевич. – Мн.: Экономика, 2020. – 275 с.
25. База данных управленческой отчетности гостиницы ООО «Санаторий «Лазурный»